«первая почта

«первая почта

  1. функции почты исполняли, например, дымовые сигнальные костры, узелковое письмо.
    но это без организации почты как социального института.
    намного раньше, чем в россии почта появилась в древнем риме.
  2. почта или функции почты исполняли караваны на шелковом пути до царя гороха, т.е. много 1000 лет назад!
  3. http://history.gatchina.ru/stmaster/post1.htm
    «Со временем (по расчислению
    Философических таблиц,
    Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
    У нас изменятся безмерно;
    Шоссе Россию здесь и тут,
    Соединив, пересекут.
    («Евгений Онегин», глава VII)
    Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз — особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба — самобытное русское учреждение. Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались ямами. Для пересылки же правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.

    На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова «ям» и «ямщик» — татарского происхождения. «Ям» происходит от татарского «дзям» — дорога, а ямщик от «ям-чи», что означает проводник.

    В XVI-ХVIII вв. количество ям, дорог, как и число ямщиков, стало быстро увеличиваться. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ. Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть, первоначально связанная с ямской. Архангельск, Новгород и другие северные города были соединены «ямами» с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами. Зачислялись они в разряд служилых людей.

    По инициативе боярина А.Л. Ордына-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По своему характеру она была международной, так как доставляла в Москву ведомости из-за границы. По указанию Ордын-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с «двоеглавым орлом».

    В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, действовавшей поначалу только между Москвой и Воронежем. Только в 1719 году было повелено провести почту «во все знатные города». Таким образом, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы, которыми заведовали немцы. Вскоре к ним прибавилось 7 почтовых станций в Финляндии.

    Протяженность почтовых трактов в середине XVIII столетия уже доходила до 17-ти тысяч верст. Были составлены первые карты почтовых дорог. Впервые появилось регулярное почтовое сообщение между Петербургом и Москвой — туда и обратно, два раза в неделю. Обыватели губерний, через которые проходили почтовые тракты, были обложены почтовой повинностью — денежным сбором. К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге, Риге и Москве.

    В 1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих — по 12 копеек за 10 врст пути, а в 1827 — по 10 копеек ассигнациями (около 2,5 копеек серебром) за одну лошадь на версту. По высочайше утвержденному положению 25 октября 1831 года, «за провоз проезжающих почтосодержатель получает также обыкновенные прогонные деньги, а с частных проезжающих, сверх того, за данную от станции повозку по 12 копеек, за подмазку колс у собственных экипажей, у карет, колясок и бричек по 12 копеек, у кибитки и телеги — по 6 копеек, сало и деготь должны быть от проезжающих, которые обязаны давать на водку почтарям, но 6 копеек».

    По закону, изданному 6-го июня 1808 года Александром I, «…путешествующим строго запрещается чинить станционному смотрителю притеснения и оскорбления, и почтарям побои. За все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу почтовой экономической суммы… Станционные смотрители, которые не имеют классных чинов, но находятся при своих местах, в ограждение своих обид пользуются 14 классом». Следует отметить, что Табель о рангах делила всех чиновников на классы, из которых самым низшим был четырнадцатый, то есть коллежск

  4. http://www.russianpost.ru/resp_engine.aspx?Path=FILIAL/RU/Home/aboutrussianpost/russianposthistory- история почты России